Мурзина, И. Я. Медиапроекты в русле прикладной (образовательной) урбанистики: теория и практика / И. Я. Мурзина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2023. – Т. 29, № 4. – С. 126-137. – DOI 10.15826/izv1.2023.29.4.071.

Статья посвящена раскрытию потенциала образовательной урбанистики как нового направления в прикладных социокультурных исследованиях на примере проекта «Город, открытый тобой». Автор раскрывает особенности современной цифровой культуры и выделяет значимые аспекты ее функционирования (технико-технологический, аксиологический, гуманитарный). Каждый из этих аспектов значим для образования. Обосновывается такое направление прикладных социокультурных исследований, как образовательная урбанистика, а также раскрывается ее потенциал в медиаобразовании. С помощью методов дискурсивного анализа и педагогического моделирования решаются вопросы интеграции реального и виртуального миров в образовательных практиках. Показано значение образовательной урбанистики в профессиональной деятельности по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на основе базовых национальных ценностей. Приводятся примеры конкретных заданий в русле медиапедагогики для решения задач освоения социокультурного пространства города и презентации результатов собственных исследований, творческих и социальных активностей школьников в цифровой среде.

Подробнее

Мурзина, И. Я. Малые города Свердловской области: потенциал образовательной урбанистики / И. Я. Мурзина // Малые города большой страны : сборник научных статей и материалов Первой Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 01–03 июня 2023 года / Ивановский государственный университет. Том Часть 1. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2023. – С. 96-105.  

Статья посвящена раскрытию потенциала образовательной урбанистики как нового направления в прикладных городских исследованиях на примере проекта «Город, открытый тобой». Автор представляет методический материал для педагогов. В статье раскрываются перспективные направления образовательных практик в городской среде, ориентированных на развитие городской идентичности юных граждан. В качестве примера рассматривается кейс Свердловской области.

Подробнее

Мурзина, И. Я. Наставничество в российском образовании: актуальные задачи и перспективные практики / И. Я. Мурзина // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии : Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Екатеринбург, 16–17 февраля 2023 года / Главный редактор Г.А. Кругликова. Том Часть 1. – Екатеринбург: Без издательства, 2023. – С. 227-232.  

В статье раскрываются теоретические и методические задачи наставничества в образовании. Автор обобщенно представляет исследовательские направления в изучении феномен наставничества в образовании; сопоставляет менторинг в бизнесе и наставничество в образовании. В статье описывается круг актуальных задач (мотивация наставников, развитие партнерских отношений, формирование экспертной профессиональной среды) и перспектив (программы ДПО, сетевые форматы наставничества, педагогическое просвещение), которые могут обеспечить развитие наставничества в образовании на современном этапе.

Подробнее

Мурзина, И. Я. Просветительская деятельность педагога по приобщению к региональной культуре: развитие позитивной идентичности / И. Я. Мурзина // XVIII Акмуллинские чтения : Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Уфа, 30 ноября – 02 декабря 2023 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2023. – С. 548-553.

Подробнее

Мурзина, И. Я. Программа ДПО «Теория и методика преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР» как составной компонент кластера теологического образования / И. Я. Мурзина, Н. А. Симбирцева // Теологическое образование в условиях цифровой культуры: ценности, смыслы, образовательные практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 октября 2022 года / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – С. 249-265.  

Статья посвящена анализу результатов анкетирования педагогов-слушателей дополнительной образовательной программы профессиональной подготовки «Теория и методика преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР». Авторами делаются выводы о перспективности реализации таких программ как для индивидуального развития педагогов, так и для развития регионального кластера теологического образования.

Подробнее

Мурзин, А. А. Электронные образовательные ресурсы по региональной культуре / А. А. Мурзин, И. Я. Мурзина // Культура и искусство Урала: история, реалии, перспективы : Материалы Межрегионального научно-практического семинара молодых ученых, Екатеринбург, 21–22 апреля 2023 года / Науч. редактор Н.Б. Кириллова. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023. – С. 23-27.  

Статья посвящена возможностям электронных ресурсов, посвященных Уралу, в качестве информационно-методической поддержки образования. Рассматриваются перспективы развития «чувства родины» у школьников через освоение современных медиапрактик. В качестве примеров выбраны авторские ресурсы «Мы — уральцы!» и «Окрыленные знанием». Социальная и педагогическая значимость представленных ресурсов состоит в развитии интереса школьников к родному краю на основе изучения и презентации визуальных образов территории.

Подробнее

Мурзина И.Я. Региональная культура и развитие позитивной гражданской идентичности: актуальные задачи и перспективные направления // Культурология в условиях вызовов XXI века: новые тренды в образовании / О. Н. Астафьева, О. Л. Девятова, Л. Б. Зубанова [и др.]. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2024. – С.193-208.

Подробнее