Мурзина И.Я., Мурзин А.Э.Очерки истории культуры Урала. – Екатеринбург, «Форум-книга», 2008. – 412 с. : ил. Монография охватывает все наиболее значимые вопросы истории культуры Урала с древнейших времен до наших дней. Дается представление о логике, характере и особенностях развития культуры Урала как региональной культуры, вписывая ее явления в общероссийский и мировой контекст. |
|
В книге впервые исследуется влияние советского мифа на становление и трансформацию образа Урала в массовом сознании. Миф о советском Урале рассматривается автором как один из созданных официальной идеологией региональных мифов, определивших развитие края в ХХ веке, особенности его духовной культуры и самосознания уральцев. |
|
Мурзина И. Я Теория и практика культурологических исследований / И. Я. Мурзина. – М.|Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 187 с. В представленном сборнике собраны статьи автора, посвященные актуальным проблемам современных культурологических исследований: методология и методы исследований региональной культуры и аспекты изучения культурологии повседневности. Автор обосновывает такое научное направление, как внутренняя регионалистика и предлагает исследование вопросов историко-культурного развития Урала в ее контексте. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям культурологии. |
|
Мурзин А. Э. Региональная идентичность: сущность, характер, опыт изучения / А. Э. Мурзин. – М.|Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 99 с. В представленном сборнике собраны статьи автора, посвященные актуальным проблемам современных культурологических исследований. В статьях раскрываются различные аспекты феномена региональной идентичности. Прослеживается связь между процессами становления региональной культуры, регионального самосознания и формированием региональной идентичности. Особенности и механизмы данного явления детально рассмотрены на примере различных этапов истории Уральского региона. Автором обращается внимание на то, что в ситуации полиэтнического взаимодействия региональная идентичность выполняет интегрирующую роль по отношению к территориальному сообществу. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям культурологии. |
|
Монография посвящена теоретическому анализу регионального культурно-образовательного пространства. На примере Уральского региона автор раскрывает его специфические черты, рассматривает круг субъектов и структурно-функциональную модель регионального культурно-образовательного пространства. |
|
Учебное пособие для школьников, подготовленное в рамках проекта «Урал. Человек. Истоки». |
Учебно-методическое пособие «Основы культурной политики» предназначено для самостоятельной работы студентов по освоению совокупности принципов и норм, которыми руководствуются различные субъекты социокультурного поля в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также позволяет выявить основные направления реализации культурной политики в современном обществе. |
|
В учебно-методическом пособии «Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики» представлены направления патриотического воспитания с учетом современных тенденций в образовании и перспективных форм их реализации. Обобщив большой материал по патриотическому воспитанию в России и за рубежом, автор рассматривает стратегические ориентиры современного образования, раскрывает педагогические условия, при которых могут быть решены актуальные образовательные задачи в части патриотического воспитания, представляет формы работы в учебной и внеурочной деятельности. В электронном приложении представлены методические разработки педагогов Свердловской области в сфере патриотического воспитания. |
|
Монографический очерк посвящен культуре межэтнических отношений на Среднем Урале. Феномен «уральской толерантности» – региональной модели этнической толерантности – рассматривается как результат становления на протяжении нескольких столетий уральской культуры. Надэтнический характер уральской идентичности позволяет ей выступать в качестве более универсальной, чем этническая идентичность, основы, обеспечивающей интеграцию и единство полиэтнического территориального сообщества. На региональном материале рассматриваются проблемы мультикультурализма, этноиндифферентности, региональных моделей национальной политики, формирования общегражданской нации. Очерк адресован специалистам в области межнациональных отношений, культурологам, социологам, преподавателям вузов, аспирантам, студентам. |
|
Книга решает задачу обобщения материала, который существует в отечественной педагогической традиции и посвящен духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию. Он может быть актуализирован в практической работе с дошкольниками и младшими школьниками, обучающимися в детских садах и классах с кадетским (казачьим) компонентом. |
|
Методическое пособие по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен» предназначено для педагогов детских садов и начальной школы. В пособии представлен игровой материал, сгруппированный по темам, соответствующим направленности ФГОС («Семья», «Дом», «Страна Россия», «Окружающий мир»). Упражнения на развитие внимания и памяти, создание поделок и проведение первых естественнонаучных экспериментов выступают основой для решения задач духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Содержательно материалы пособия связаны с формированием представлений о казачьей культуре как важной части культуры Отечества. Представленные материалы могут быть интересны как педагогам, так и родителям. |
|
В учебном пособии, адресованном слушателям, обучающимся по программе дополнительного профессионального образования «Казачье образование: история и современность», представлен материал по истории и культуре Оренбургского казачьего войска, который дополнен системой вопросов и заданий для самостоятельной работы слушателей с учетом их профессиональных интересов. |
|
Фольклорно-этнографический справочник «Мы живем на Урале» посвящен системному представлению об этнокультурных особенностях Среднего Урала.Характер заселения края, взаимодействие народов на протяжении XVI-XX вв. нашли свое воплощение в их материальной и духовной культуре. Авторы показывают динамику изменений этнического состава населения, раскрывают специфику современного этапа развития культуры. В жанре этнографического очерка представлена информация о русских, украинцах, белорусах, татарах, башкирах, представителях финно-угорских народов. Особое внимание уделяется вопросам сохранения народной культуры, задачам, которые решают учреждения культуры и национально-культурные автономии Екатеринбурга и Свердловской области на этом пути. |
|
В учебно-методическом пособии для педагогов «Подвижные игры народов Урала» представлен адаптированный этнографический материал, который позволяет судить о характере народных игр и может быть использован не только на уроках физической культуры, но и в системе дополнительного образования. |
Монография посвящена анализу истории культуры Урала как явлению российской региональной культуры. Рассматриваются основные характеристики региональной культуры, предложен ее теоретико-культурологический анализ, в ходе которого раскрываются логика, характер и особенности исторического развития культуры Урала, ее вписанность в общероссийский и мировой контекст. В работе представлена методика изучения и преподавания культуры Урала. Монография предназначена для культурологов, историков, краеведов и всех, кто интересуется историей культуры Уральского региона. |
|
Настоящее издание посвящено представлению школьного музея как специфической социокультурной институции в контексте описания перспективных практик музейной педагогики. Жанр учебно-методического пособия для педагогов предполагает выявление специфики и принципов музейной педагогики, а также методические приемы, которые можно использовать при организации работы школьного музея и решении задач расширения культурно-образовательного пространства школы. Особое место в работе уделено новым информационным технологиям, используемым в музейно-педагогической деятельности. В качестве приложений представлены нормативные документы и методические рекомендации, обеспечивающие функционирование школьных музеев на современном этапе. |
|
Рабочая тетрадь «Приоритеты воспитательной работы» является дидактическим средством и инструментом организации семинаров (мастер-классов) для педагогов, в рамках которых решаются задачи: систематизация теоретических оснований воспитательной деятельности; обобщение форм, методов и технологий воспитательной работы; определение собственной позиции педагога по отношению к различным видам воспитательной работы; выработка критериев эффективности воспитательной работы. |
|
«Glück auf!» – старинное приветствие немецких горняков. Оно переводится, как «Счастливого возвращения!» Основу книги составили старинные предания горняков регионов России и некоторых европейских стран. Их изучение открывает целый мир – цивилизацию горняков. Здесь исторические факты переплетаются со старыми горными сказками о древних жителях горных регионов, первооткрывателях полезных ископаемых, начале горного дела. Особый колорит культуре горняков придают народные промыслы и праздничные традиции. Важное место в книге уделено сохранению культурного наследия горняков в музеях разных стран. |
Справочник активиста-юнармейца адресован педагогам-организаторам юнармейских отрядов и старшеклассникам-лидерам. В книге раскрываются особенности деятельности детских и юношеских организаций, рассматриваются особенности социального служения, описываются особенности Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ». |
|
Учебно-методические материалы «Крым в истории казачества России» подготовлены в помощь обучающимся 8–11 кадетских классов и школ. Возвращение Крыма в состав России стало основанием для реализации творческих, учебно-исследовательских и социально-педагогических проектов патриотической направленности. Пособие помогает решить задачу недостаточной информационной обеспеченности учебного процесса в части знакомства с крымскими страницами истории российского казачества как важной части отечественной военной истории. |
Предлагаемое издание «Тыл – фронту. 1941–1945» содержит учебно-методические материалы, посвященные работе оборонно-промышленных предприятий и эвакуационным процессам в годы Великой Отечественной войны в Свердловской области. В текст книги включены исторические документы, свидетельства очевидцев событий, фрагменты фундаментальных исторических и культурологических исследований, опубликованных в последние два десятилетия. Содержание дополнено за счет аудиовизуальных материалов, доступ к которым можно получить, используя размещенные на страницах пособия QR-коды. Представленные материалы расширяют историографическую базу для подготовки уроков, посвященных Году памяти и славы. Особое внимание уделено теме «Культура Урала в годы Великой Отечественной войны». Книга снабжена методическим комментарием, который поможет педагогу использовать представленные материалы в своей работе. |
|
Книга посвящена обобщению опыта кадетского движения в Свердловской области. В регионе созданы перспективные модели, представляющие разные подходы и установки, обратившись к которым можно найти основания для педагогической работы. В процессе создания кадетских образовательных организаций были разработаны концептуальные основы образования, определены векторы развития в соответствии с социальным заказом на такой тип обучения и воспитания, реализация которых оказалась успешной. Авторы рассматривают развитие кадетского образования в Свердловской области в контексте теоретических исследований и практики кадетского образования, существующих в других регионах страны. |
|
В книге обобщен опыт развития кадетского движения в регионе. Основу книги составили данные проведенного Ассоциацией кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области мониторинга кадетского образования. В книге представлены основные вехи развития кадетства в Свердловской области, описаны модели регионального кадетского образования; раскрыты перспективные практики, существующие в образовательных организациях региона; обобщена и систематизирована нормативно-документационная база, регламентирующая работу кадетских образовательных организаций, включая локальные нормативные акты и программы дополнительного образования. |
|
Учебно-методический комплекс «История, культура и быт Оренбургского казачьего войска» является составной частью одноименного дистанционного курса. Целью издания является систематизация учебного материала и обеспечение возможности его использования при реализации учебных курсов по истории казачества в общем и дополнительном образовании. В издании представлен обобщенный историко-культурный материал, который педагог может использовать для подготовки к занятиям, вопросы и задания, которые можно предлагать обучающимся для закрепления изученного материала. Каждый раздел снабжен методическим комментарием. Особое место уделено применению информационно-коммуникационных технологий в данном курсе. |
|
Методические рекомендации для педагогов по проведению урочных, внеурочных и внешкольных занятий с обучающимися школ и колледжей на основе регионального материала ставят своей целью систематизацию учебного материала и обеспечение возможности его использования при реализации учебных курсов по культуре Урала. Издание является методическим сопровождением одноименного дистанционного учебного курса. |
В учебно-методическом пособии обобщены медиапрактики в области патриотического воспитания детей и молодежи, актуализированные в период пандемии и связанные с формированием исторической памяти и уважением к историческому прошлому, сохранением и репрезентацией историко-культурного наследия Урала, и выделены те из них, которые являются наиболее перспективными. Пособие адресовано педагогам общего и дополнительного образования, студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Культурология», «Искусства и гуманитарные науки», «Социология», «Социально-культурная деятельность». |
|
Рабочая тетрадь «Город, открытый тобой» с игровыми заданиями и маршрутами по городам Свердловской области, юбилеи которых отмечаются в 2021 г. (Красноуфимск – 285 лет, Каменск-Уральский – 320 лет, Невьянск – 320 лет, Кировград – 360 лет, Ирбит – 390 лет), предназначена для педагогов, организующих урочную, внеурочную и внешкольную деятельность по изучению родного края. Познавательные и игровые задания, предложенные в рабочей тетради, могут использоваться и для организации занятий, посвященных другим населенным пунктам Свердловской области. |
|
Настоящее издание посвящено представлению школьного музея (музея образовательной организации) как специфической социокультурной институции в контексте описания перспективных практик музейной педагогики. В пособии представлены основные теоретические аспекты современного музееведения, раскрыты особенности актуальных музейных практик, предложены направления деятельности для школьных музеев. Особое место уделено новым информационным технологиям, используемым в музейно-педагогической деятельности. В приложении представлены основные документы, регулирующие деятельность музеев образовательной организации в Российской Федерации.
|
|
Сборник учебно-методических материалов для педагогов объединил чек-листы (пошаговые инструкции) по организации различных направлений в сфере воспитания. Представленные материалы можно использовать цифровой среде и в форматах гибридного (смешанного) обучения. Сборник предназначен для оказания методической помощи, в первую очередь, молодым классным руководителям и воспитателям. |