Научная деятельность Института образовательных стратегий
В 2020 г. Институтом образовательных стратегий был проведен электронный экспертный опрос, посвященный реализации воспитательной программы школы. Актуальность обсуждения данного вопроса связана с вступившими в силу дополнениями к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в части включения модуля по воспитанию в основную образовательную программу.
В опросе приняли участие 55 педагогов из Екатеринбурга, Верхней Салды, Камышлова, Новоуральска, Полевского, Невьянска, Ирбита, Ревды, Каменска-Уральского, Кушвы, Ижевска, Кургана, пгт Пионерский Ирбитского р-на. 80% опрошенных работают в кадетских корпусах (10% опрошенных) или образовательных организациях, в которых есть кадетские классы (70% опрошенных).
Результаты проведенного опроса стали основой для разработки Примерной программы воспитания для кадетских образовательных организаций Свердловской области.
В 2018-2019 гг. Институтом образовательных стратегий велась работа по следующим направлениям:
- Социально-гуманитарная экспертиза в образовании;
- Стратегические ориентиры воспитательной работы;
- Культурно-образовательное пространство школы;
- Школьный музей: виртуальные репрезентации;
- Школьная библиотека – информационно-коммуникационная площадка по патриотическому воспитанию;
- Методика преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Сотрудниками ИнстОС было проведено исследование школьных музеев и библиотек как специфических социокультурных институций, функционирующих в условиях информационно-коммуникационной среды. Достаточно долго школьная библиотека и школьный музей рассматривались как дополнительные компоненты внутри школьного целого, выполнявшие в том числе и просветительскую функцию.
Школьные музеи и библиотеки на новом этапе своего развития могут стать той культурно-образовательной средой, в которой актуализируются возможности для развития личности и приобретения ею нового социокультурного опыта. Актуальными направлениями деятельности школьных библиотек и музеев определены: поиск новых форм взаимодействия с посетителями, в том числе по формированию исторического сознания; развитие творчески активного читателя и зрителя, не только готового к восприятию самых разных форм культуры, но и способного преобразовывать окружающее пространство.
Были рассмотрены инновационные формы работы в пространстве школьного музея и библиотеки. В частности, обобщен опыт создания виртуального школьного музея и раскрыта его специфика как особого дидактического средства.
Результаты будут опубликованы в коллективной научной монографии, готовящейся к выходу в издательстве Уральского федерального университета.
На сайте Института образовательных стратегий был проведен опрос «Классный руководитель в современной школе». В опросе приняли участие свыше 200 педагогов Екатеринбурга и Свердловской области. Предварительно приводим ответы на некоторые вопросы анкеты.
На вопрос «Кто, на Ваш взгляд, должен осуществлять классное руководство в школе?» 56,7% респондентов ответили, что это «освобожденный классный руководитель (воспитатель)», около 30% назвали учителей-предметников, 11% – предложили куратора параллели классов. Положительным стимулом к работе классным руководителем педагоги назвали помощь детям и родителям (61%), общение с детьми в неформальной обстановке (42%), творческую самореализацию (30%). В качестве негативных факторов работы классных руководителей были определены то, что работа классным руководителем отнимает очень много времени (59,8%) и низкая оплата этого вида деятельности (51,5%). Окончательные результаты исследования будут опубликованы в печати и на сайте.