Мурзина И. Я. Региональная культура: репрезентации и возможности изучения
Региональная культурология — особая научная область, которая изучает особенности социальной, экономической, культурной и политической жизни отдельных территорий — активно развивалась последние три десятилетия. Автор выделяет несколько плоскостей исследования, имеющих особую актуальность: Россия как многонациональное единство, многоконфессиональная страна, Россия как общее пространство для жизни представителей многих народов.
Введенное автором понятие «региональная культура» — специфическая форма существования социума и человека, имеющая выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающуюся на собственную историческую традицию и систему ценностей, продуцирующая определенный тип личности — используется в тексте для характеристики процессов репрезентации региональной культуры Урала. История уральской культуры — яркий пример становления и развития региональной культуры.
Являясь составной частью культуры России, она, вместе с тем, представляет собой относительно самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития.
Мурзина И. Я. Региональная культура: репрезентации и возможности изучения / И. Я. Мурзина // Управление культурой. – 2022. – № 1(1). – С. 11-17. – EDN DETNMD.
Мурзина И. Я. Историческое исследование в цифровую эпоху (на примере книги Мишель Ланнуа «Русский колосс на дороге в Берлин»)
В статье раскрываются возможности использования цифровых ресурсов и электронных баз данных при проведении историко-краеведческих исследований и их педагогический потенциал.
В качестве примера используется подготовленное автором к печати издание книги французской исследователь-ницы М. Ланнуа «Русский колосс на дороге в Берлин: Одиссея русских военнопленных Первой мировой войны».
Мурзина И. Я. Историческое исследование в цифровую эпоху (на примере книги Мишель Ланнуа «Русский колосс на дороге в Берлин») / И. Я. Мурзина // Вопросы всеобщей истории. – 2022. – № 25. – С. 112-118. – DOI 10.26170/2413-872X_2022_25_12. – EDN XXRYYO.
Мурзин А. Э. , Мурзина И. Я. «Суровый стиль» Урала: к вопросу о советском мифе в изобразительном искусстве 1960-х годов
Статья посвящена анализу «сурового стиля» в искусстве Урала. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве Урала оказался больше чем отдельным кратким эпизодом в его эволюции.
В творчестве уральских художников он охватил все жанры, способствовал обновлению пластического языка, живописной системы уральского искусства, позволил обрести собственную поэтику, образный строй, расширил круг тем.
Этот феномен невозможно объяснить без понимания истории того, как создавалось искусство советского Урала начиная с конца 1920-х — начала 1930-х годов. В статье рассматривается эволюция уральской живописи в контексте советского мифа
Мурзин А. Э. «Суровый стиль» Урала: к вопросу о советском мифе в изобразительном искусстве 1960-х годов / А. Э. Мурзин, И. Я. Мурзина // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2022. – № 1(52). – С. 72-77. – DOI 10.25628/UNIIP.2022.52.1.012. – EDN TQZFEQ.
Подробнее
Мурзина И. Я. Теологическое образование в условиях цифровизации: проект комплексной программы развития
Цифровизация во многом определяет характер сегодняшнего и ближайшего будущего в образовательных стратегиях и практиках. Статья посвящена рассмотрению теологического образования в контексте проблем цифровизации. Исследование строится на основе междисциплинарной методологии, связанной со сложным объектом (теологическим образованием) и позволяющей интегрировать различные подходы и методы к его описанию (аксиологический и праксеологический подходы, метод моделирования).
Научная новизна исследования заключается в определении сущности и направленности «цифрового поворота» в теологическом образовании.
Результаты исследования. Авторы предлагают проект разработанной комплексной программы развития теологического образования в условиях цифровизации, необходимость которой связана с потребностью в согласованных действиях внутри образовательного кластера теологического образования; в системном решении задачи включения технических инноваций в процесс подготовки теологов; в решении задачи включения религиозного содержания в процесс подготовки педагогов и просветительские практики.
Мурзина И. Я. Теологическое образование в условиях цифровизации: проект комплексной программы развития / И. Я. Мурзина, И. Ф. Парамонов, А. Е. Парамонова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – № 2(96). – С. 126-138. – DOI 10.21510/18173292_2022_96_2_126_138. – EDN TJPDUO.
Мурзина И. Я. Электронные ресурсы по истории и культуре Урала в помощь педагогу
Статья посвящена возможностям подготовки электронных ресурсов по региональной культуре в работе педагогов. Автор представляет опыт использования медиаресурсов при организации внеурочной работы школьников.
Мурзина И. Я. Электронные ресурсы по истории и культуре Урала в помощь педагогу / И. Я. Мурзина // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций : Материалы IV Международной научной конференции, Таганрог-Екатеринбург, 14 октября 2022 года / Под научной редакцией Н.А. Симбирцевой, И.В. Челышевой. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 277-282.
Мурзина И. Я. О перспективах реализации ОДНКНР в контексте изучения региональной культуры
Предметом исследования выступает реализация в общем образовании предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Автор рассматривает перспективы развития ее содержания в контексте возвращения в общее и профессиональное образование проблематики региональной культурологии.
Мурзина, И. Я. О перспективах реализации ОДНКНР в контексте изучения региональной культуры / И. Я. Мурзина // Теологическое образование в условиях цифровой культуры: ценности, смыслы, образовательные практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 октября 2022 года / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. – С. 245-248. – EDN GLWKAI.
Теологическое образование и просвещение в условиях цифровой культуры
Коллективная монография «Теологическое образование и просвещение в условиях цифровой культуры» решает задачи теоретического основания перспективных моделей функционирования теологического образования в складывающейся цифровой культуре через раскрытие аксиологического и праксеологического аспектов в его существовании и роли в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. В исследовании раскрываются теоретико-методологические основания существования теологического образования в условиях цифровой культуры, сделана попытка представить актуальные модели его функционирования.
Авторы обозначают противоречия в формировании духовно-нравственного облика современной российской молодежи в условиях цифровой культуры и на основе анализа социологических данных и интерпретации «новых медиа», воздействующих прежде всего на молодежь, делают выводы о педагогических возможностях теологического образования и просвещения для развития личности в цифровой культуре.
Коллективная монография адресована ученым-религиоведам, теологам, педагогам-практикам, аспирантам и магистрантам педагогического образования.
Теологическое образование и просвещение в условиях цифровой культуры / П. С. Клюсова, И. Ф. Парамонов, А. Е. Парамонова [и др.] ; под общ. ред. И.Я. Мурзиной; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2023. – 293 с. – ISBN 978-5-7186-2104-4. – EDN JNKEXJ.
Мурзина И. Я. Школьный музей и вопросы развития школьной идентичности
Статья посвящена реализуемому при поддержке Фонда президентских грантов социокультурному проекту, направленному на развитие школьной идентичности средствами вовлечения в деятельность школьного музея.
Мурзина И. Я. Школьный музей и вопросы развития школьной идентичности / И. Я. Мурзина // Многообразие культур в условиях глобализованного мира и проблемы сохранения культурно-исторического наследия : Материалы Международной научной конференции, Екатеринбург, 18–19 ноября 2022 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 271-274. – EDN KDLZNW.
Мурзина И. Я. Творцы науки и техники на Урале: презентация истории инженерной мысли в цифровом формате
Статья посвящена возможному решению задач повышения значимости науки в развитии общества, поставленных в рамках Десятилетия науки и технологий в России. Автор выделяет научно-просветительскую деятельность в качестве одного из приоритетов по приобщению к знаниям об отечественной науке. Особое внимание уделяется развитию цифровой среды, которая изменяет характер представления информации и возможностям ее использования в образовательной и просветительской деятельности.
На примере инновационного регионального проекта «Окрыленные знанием» раскрываются возможности вовлечения школьников в изучение истории науки и техники на Урале: позволяет презентовать достижения уральской инженерной мысли в цифровом формате через знакомство с биографиями ученых и инженеров, описание их изобретений, раскрытие закономерностей научной картины мира через освоение и создание собственных моделей в русле технического творчества как досуговой и образовательной практики.
Мурзина И. Я. Творцы науки и техники на Урале: презентация истории инженерной мысли в цифровом формате / И. Я. Мурзина // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 07 декабря 2022 года. – Санкт-Петербург: Печатный цех, 2022. – С. 66-71. – EDN OMDPLV.
Мурзина И. Я. Теологическое образование и теологическое просвещение в современной России: концептуализация, направленность и перспективы развития
Введение. Дискуссии в научной и образовательной среде о научном статусе теологии, ее перспективах в системе университетского образования, возможностях, которые открываются для религиозного образования в России, показывают, что актуальным является анализ места теологии как сферы научного знания в ряду социально-гуманитарных наук, размышления о сущности теологического образования и просвещения, оказывающих влияние на ценностно-смысловую основу общества. Целью исследования является концептуализация двух понятий – «теологическое образование» и «теологическое просвещение», определяющих сегодня направленность разговора о религии. Задачи исследования связаны с определением объема каждого из выделенных концептов и рассмотрение перспективных образовательных и просветительских практик в России. Методология, методы и методики. Приведенная в статье научная аргументация базируется на теоретических методах исследования: логический анализ, структурно-функциональный метод, дискурсивный анализ, аксиологический подход. Основой выступает междисциплинарная методология, позволяющая синтезировать подходы, свойственные различным социально-гуманитарным наукам. При описании образовательных практик применялись методы сравнительно-сопоставительного анализа, систематизации и классификации.
Результаты. Определено, что сегодня происходит смена образовательных парадигм: «возвращение» религиозной составляющей в образование рассматривается как попытка задать образованию новую систему координат в единстве горизонтальных (институциональных) и вертикальных (смыслообразующих) векторов. Авторы определяют сущность теологического образования в широком (формирование ценностно-смысловой основы) и узком (процесс и результат реализации ценностных установок в образовательной практике) смысле. Раскрывают его специфику в профессиональном и общем образовании. Изменения в образовательных практиках последних нескольких десятилетий коснулись просветительской деятельности в сфере религии, что потребовало анализа понятия «теологическое просвещение» и определение его перспектив в условиях цифрового общества. Авторы описывают принципы, условия и направления реализации теологического просвещения. Научная новизна. В работе проведен терминологический анализ относительно новых для педагогической науки категорий «теологическое образование» и «теологическое просвещение». Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о возможностях теологического образования и теологического просвещения могут представлять интерес для разработчиков и организаторов образовательных программ религиозной направленности.
Мурзина, И. Я. Теологическое образование и теологическое просвещение в современной России: концептуализация, направленность и перспективы развития / И. Я. Мурзина, Н. А. Симбирцева // Образование и наука. – 2022. – Т. 24, № 8. – С. 11-32. – DOI 10.17853/1994-5639-2022-8-11-32. – EDN DOEOCE.
Мурзина И. Я. Перспективы реализации ОДНКНР: новая версия региональной культурологии в школе
Предметом исследования выступает реализация в общем образовании предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Автор рассматривает перспективы развития ее содержания в контексте возвращения в общее и профессиональное образование проблематики региональной культурологии. Цель статьи -раскрыть перспективные направления включения материала, раскрывающего особенности региональной культуры, в содержание предметной области «ОДНКНР». Опираясь на междисциплинарный подход, позволяющий синтезировать различные методологические основания, проведен анализ трансформаций в содержании образования.
На основе анализа образовательных практик начала 2000-х гг. и их продолжения в актуальной современности, делается вывод о необходимости включения региональной проблематики в содержание ОДНКНР как своего рода интегратору урочной, внеурочной и внешкольной деятельности и как опоре для воспитательной работы.
В статье рассматривается возможность включения данной проблематики как условия формирования целостного и ценностного представления о месте жизни и смыслах, значимых для его граждан; раскрываются направления деятельности (информационное, интеллектуальное, игровое) и формы работы в рамках каждого из них (для усвоения социально значимых знаний; создания благоприятных условий для развития социально значимых отношений; приобретения опыта осуществления социально значимых дел).
Мурзина И. Я. Перспективы реализации ОДНКНР: новая версия региональной культурологии в школе / И. Я. Мурзина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. – № 4(98). – С. 139-151. – DOI 10.21510/18173292_2022_98_4_139_151. – EDN AADTSZ.
Мурзина И. Я. Медиаэкология как проблема культуры и задача образования: аксиологический аспект
В статье анализируется феномен медиаэкологии в контексте культуры и задач образования. Вопросы медиаэкологии раскрываются на основе междисциплинарной методологии и с учетом анализа социокультурных реалий последнего времени (постправда, инфодемия, формирование информационно-медийной языковой личности).
Автор выделяет три наиболее значимые для современного состояния медиакультуры аспекта медиаэкологии — этический, коммуникативный и собственно образовательный — и раскрывает их специфику. Особое внимание уделяется медиаобразованию, определяемому как эколого- эстетический тип образовательной практики.
Делается вывод о том, что с развитием цифровизации и медиатизации аксиологические аспекты медиаэкологии будут особенно актуальны, поскольку касаются бытия человека в мире культуры.
Мурзина И. Я. Медиаэкология как проблема культуры и задача образования: аксиологический аспект / И. Я. Мурзина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2022. – Т. 28, № 1. – С. 162-173. – DOI 10.15826/izv1.2022.28.1.016. – EDN IHTSLL.